Современное российское общество застыло в ожидании новых идей и подходов к решению накапливающихся и обостряющихся противоречий капиталистической модели развития. Нашему обществу нужна теория, которая с научной точки зрения описала бы текущий исторический момент, дала чёткое местоположение пролетариев умственного и физического труда и показала бы пути дальнейшего совершенствования общественных отношений. Поэтому, нужно разрабатывать новую модель развития российского общества, опираясь на достижения нашего прошлого, на такие идеи как свобода, равенство, справедливость, солидарность и сотрудничество.
Очевидно, что для выхода России из системного кризиса и созидательного разрешения национальных проблем во благо народа, необходима альтернатива капитализму. В этой связи автор полагает, что ответы на вызовы современности многие ученые и политики России будут искать и находить в рамках теории социализма. Очевидно, что если Россия хочет продолжать существовать, как государство, и не оказаться в результате кризиса на обочине цивилизации, то нашему государству придётся поставить своё дальнейшее развитие на социалистические рельсы, иначе, при сохранении капиталистической модели, Россия и дальше будет превращаться в сырьевой придаток Запада и Востока.
Насильственный возврат России к капитализму привел к развалу второй сверхдержавы, обрушению народного хозяйства, бессовестному обману и обнищанию десятков миллионов людей, фактической деиндустриализации страны, возникновению кучки сверхбогатых нуворишей на фоне массовой бедности и нищеты, невиданному всплеску преступности и коррупции, разрушению образования, медицины, науки, техники и культуры. Ангажированные дилетанты провозгласили рыночную экономику панацеей от всех бед и трудностей России. Но экономика стала развиваться не для народа, а для кучки толстосумов.
В России установлен жестко авторитарный политический режим. При существующем политическом режиме одни оппозиционные политики и гражданские активисты оказались убитыми, другие — находятся в тюрьме, третьи — отравлены, четвертые — подвергнуты домашнему аресту, пятые — уехали из страны, шестые — уволены с работы, седьмые — вынуждены платить непомерные штрафы за участие в митингах и пикетах, а восьмых — вынуждают молчать из-за опасений политических репрессий.
Вышеуказанные факты говорят о признаках угнетения народа и тирании, неспособности действующей государственной власти эффективно управлять страной и достойно отвечать на главные вызовы современности.
Капитализм не означает конец истории, капитализмом всемирный исторический процесс не завершается. На смену капитализму стремительно приближается коммунизм и его первая фаза – социализм. Поэтому российским социалистам нужно ясное понимание того, как выстраивать социалистические отношения после капитализма в плане очеловечивания в первую очередь социально-экономических отношений.
Теория нового социалистического проекта по своему содержанию является результатом наблюдения, с одной стороны, господствующих в современном буржуазном обществе классовых противоречий между имущими и неимущими, капиталистами и наемными работниками, а, с другой, — царящей в производстве анархии, периодически вызывающей мировые кризисы. Теория новой модели социализма должна выступать как дальнейшее и более последовательное развитие принципов, выдвинутых выдающимися теоретиками и практиками социализма и коммунизма в XIX-XX вв.
Думаю, не будет преувеличением сказать, что теория нового социалистического проекта, с одной стороны, должна базироваться на достижениях марксистского метода исследования общественных отношений, а, с другой стороны, преодолевать его заблуждения. В этой связи, представляется, что правильная научная позиция состоит в том, чтобы признать, что классики марксизма, как и все мы, допускали неточности и ошибки, а не превращать их в иконы. Причем, речь идет о том, чтобы действительно строить научную модель социализма и коммунизма, а не размышлять над социализмом и коммунизмом на базе осторожно подобранных цитат К. Маркса и В. И. Ленина о социализме и коммунизме.
Новая модель социализма должна быть привлекательной, она должна вдохновлять, в ней должен быть виден победивший гуманизм — все для человека, все во имя человека. На практике в этой модели общественного развития все люди должны иметь свободную возможность реализовать свой потенциал, здесь должно царствовать взаимоуважение, а жизнь устроена на разумных и справедливых началах, где процветают науки, никто никого не угнетает и не эксплуатирует, обогащаясь за его счет.
Замечу, что реализации нового социалистического проекта в России содействуют общественные тенденции и в первую очередь научно-техническая революция. Как показывает ход общественного развития, производство общественного богатства становится менее зависимым от рабочего времени и от количества затраченного труда, а зависит все в большей степени от общего уровня науки и прогресса техники, или от применения этой науки к производству.
Наблюдения автора показывают, что многие представители социалистического движения в России имеют весьма смутное представление об основных положениях социалистической теории, об организационных, политических и правовых механизмах реализации нового социалистического проекта. Полагаю, что ясность в отношении целей и проблем нового социалистического проекта в России имеет громадное значение. Поэтому, необходимо свободное, без помех, и одновременно деловое обсуждение этих проблем. Это нужно делать и для того, чтобы преодолеть последствия массовой теоретической и организационно-политической неграмотности левых в России.
В настоящее время жизнь поставила много новых вопросов, которые раньше не стояли, и на них требуется ответ от представителей социалистического движения. При этом очевидно, что современная социалистическая теория не может дать ответы на все вопросы, которые ставит перед нами жизнь. До многого участникам социалистического движения придется додумываться самим в процессе практической работы.
Настоящими размышлениями автор намерен внести свой посильный вклад в формирование современного видения нового социалистического проекта, поскольку считает, что для его реализации в России нужна новая теория, нужна новая теоретическая база. Ибо, если у строителей нового социализма нет нового образа социализма, или он будет различен у каждого строителя социализма, то новый социализм в России никогда не возникнет. Без образа светлого будущего, без цели не может быть движения к лучшему. При этом надо не возвращаться назад, а постараться сделать лучше.
В своих размышлениях автор опирается на мысль Г. В. Атаманчука о том, что человечество создало «достаточные предпосылки для того, чтобы заглядывать в будущее, его проектировать и конструировать и, как мы представляем, строить. Возможно, не все будет таким, как моделируется, но что-то в главном состоится, несмотря на действие стихийных сил, ошибок в экстраполяции, неизвестных препятствий и чего-то еще»[1].
Для краткости изложения и удобства ведения неизбежной полемики автор изложит свои размышления в виде тезисов.
Тезис первый. Пока в обществе не уничтожена эксплуатация и угнетение человека человеком, тем более в своих наиболее возмущающих формах, до тех пор будет жить в нем идея социализма и коммунизма. Но идея социальной справедливости, идеал социализма и коммунизма будут возобновляться в разных условиях и в разных странах по-разному.
Тезис второй. Суть социализма можно свести к двум вещам:
- ликвидации эксплуатации человека человеком;
- созданию условий, обеспечивающих интеллектуальное, духовное и физическое развитие каждого человека.
К. Маркс чётко сказал о природе эксплуатации. Она возможна только при наличии товарно-денежных отношений, а это и есть рынок. Частная собственность — это в первую очередь собственность на средства производства. Когда наёмный работник продаёт нанимателю только свою способность к труду. Продукт труда наёмного работника отчуждается от работника владельцем средств производства и продаётся на рынке, а выручка кладётся себе в карман. Ну а наёмному работнику владелец заплатит столько, сколько посчитает нужным. И рассчитывать на его милости не следует. Как правило, себе — побольше, а работнику — чтоб с голода не сдох.
Новый социалистический проект постепенно освободит человека труда от эксплуатации и гнета, поставит его в центр общественной жизни, превратит в хозяина, создаст условия, при которых свободное развитие каждого станет условием свободного развития всех. Где в результате ограничения эксплуатации и гнета человек труда будет не только все более полно удовлетворять свои разумные потребности, но и обретет все больший общественный вес по определению судеб своей страны, перспектив развития своего общества.
Тезис третий. Для построения новой модели социализма в первую очередь требуется:
- преобразование отношений собственности путем постепенного превращения основных средств производства в собственность каждого работника и таким образом в общественную собственность. Это значит сделать каждого участника конкретного производства хозяином не только данного участка, но и всего производства. Кроме того, следует закрепить в законе и на практике положение о ключевой роли государственной собственности, а также то, что собственность не только священна и неприкосновенна, но и, обязана служить общему благу, общим интересам;
- должно быть аннулировано право наследственной передачи ценностей и властных прав.
Тезис четвертый. В социалистическом движении существует много концепций и моделей социализма. Так, в «Манифесте коммунистической партии», написанном К. Марксом и Ф. Энгельсом, выделяются следующие теоретические концепции социализма:
- реакционный социализм в виде:
- феодального социализма;
- мелкобуржуазного социализма;
- немецкого или «истинного» социализма;
- консервативный или буржуазный социализм;
- критически-утопический социализм.
Кроме того, В. И. Ленин в последующем выделял научный социализм.
На практике существовали и существуют разные модели социализма:
- советский,
- китайский,
- вьетнамский,
- кубинский,
- шведский и т. д.
Тезис пятый. Социализм — не есть некий идеальный, абсолютно стабильный строй; это — лишь этап в построении коммунизма, при котором ещё сохраняется деление общества на классы, управление всё ещё принадлежит одной группе (партийно-государственной номенклатуре), а не всему народу и т.п. Эти противоречия необходимо разрешать, а не «почивать на лаврах».
Социализм – это переходный период от капитализма к коммунизму, то есть временный строй. В. И. Ленин считал, что социализм — это двойственный строй: полукоммунистический — полукапиталистический. Социализм — это не особая социально-экономическая формация, а строй, сочетающий в себе элементы двух общественных систем: уходящего капитализма и приходящего коммунизма, где первого постепенно становится все меньше, а второго — всё больше. Хотя это и несколько упрощенный взгляд на динамику социализма, ибо социализм может не только развиваться, но и деградировать, а также терпеть временные поражения.
Элементами новых общественных отношений являются:
- национальное планирование,
- всеобщность труда,
- ликвидация безработицы,
- бесплатное образование и здравоохранение,
- почти бесплатное жилье и отдых и т.д.
К старым буржуазным отношениям относятся:
- товарно-денежные отношения, неизбежно ведущие к концентрации денег в руках небольшой группы лиц, претендующих на политическое господство;
- разделение труда на физический и умственный и стремление некоторых представителей управленческого труда превратить лиц наемного труда в новых рабов;
- существование города и деревни и стремление города эксплуатировать деревню благодаря неэквивалентному обмену товарами и услугами.
Это очень непростые вопросы и их российским социалистам предстоит решать в теории и на практике.
Поскольку, при социализме происходит «соревнование» между двумя общественными тенденциями, то всегда побеждает та, которая быстрее или динамичнее. Например, при советской модели социализма процесс формирования мелкой буржуазии протекал более быстро, чем процесс строительства так называемой «точки невозврата», по достижению которой возврат к капитализму оказался бы невозможен.
Построение социализма и коммунизма – это длительный процесс. Не может быть одномоментного «прыжка» в коммунизм. Вхождение в него будет не событием, а процессом, растянутым во времени. В этой связи можно и нужно говорить о следующих этапах формировании и развития социализма:
- переход к социализму,
- ранний социализм,
- развитой социализм,
- переход к коммунизму.
Как показала практика, эти этапы многогранны по содержанию, длительны по времени и разнообразны по странам.
Тезис шестой. Не следует отождествлять коммунизм с утопией. Многие граждане ошибочно считают коммунизм утопией, потому что полагают его целью создание совершенного общества, некого подобия «земного рая» и гневно указывают на его принципиальную недостижимость. На самом деле, коммунизм (и социализм, как его первая стадия), это лишь решение некоторых проблем, наиболее актуальных для человечества на сегодня. Коммунизм — это избавление общества от самого тяжелого из социальных пороков, спасение от смертельного недуга, устранение главного препятствия для дальнейшего развития общества. В частности, речь идет о ликвидации эксплуатации человека человеком.
Проблема коммунизма — отнюдь не в его утопичности, как общественно-экономической формации, а в огромных практических трудностях эволюционного перехода к такому обществу. К тому же, как показала практика, капитализм умело защищается.
Тезис седьмой. Для К. Маркса и Ф. Энгельса социализм (коммунизм) это «не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразоваться действительность», а «действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние. Условия этого движения порождены имеющейся теперь налицо предпосылкой»[2]
Более того, социализм нельзя ввести указом сверху по замыслу кучки идеологов. В этой связи, автор разделяет мысль Розы Люксембург, высказанной в ее «Рукописи о русской революции»: «Практическое осуществление социализма как экономической, социальной и правовой системы, — далеко не сумма готовых предписаний, которые остается лишь применить, оно целиком пребывает в тумане будущего. … социалистическая общественная система должна и может быть только историческим продуктом, рожденным из собственной школы опыта в час исполнения, из становления живой истории».
Основоположники научного социализма были политическими реалистами, а не беспочвенными фантазерами, какими их нередко изображают. «У нас нет конечной цели. Мы сторонники постоянного, непрерывного развития, и мы не намерены диктовать человечеству какие-то окончательные законы. Заранее готовые мнения относительно деталей организации будущего общества? Вы и намека на них не найдете у нас», — сказал Энгельс в интервью корреспонденту французской газеты «Фигаро» 11 мая 1893 года[3]
Тезис восьмой. Переход от социализма к коммунизму станет возможным при автоматизации процессов в экономике, финансах и управлении. Есть основания полагать, что при автоматизированной экономике загрузка ее мощностей будет осуществляться на основе заказов. А сами заказы будут собираться от каждого дееспособного гражданина страны. При наличии Интернета это не будет представлять никакой сложности. Причем заказывать каждый будет то, что ему нужно, что ему потребно. Следовательно, произведенный продукт будет распределяться по потребностям. Это намного эффективнее нынешнего рынка, когда огромное количество продукции не выкупается и выбрасывается.
Понятно, что система распределения по заказам не возникнет сама по себе. Начало такого распределения налицо уже сейчас, при капитализме. Но социализм помимо прочего — это плановая экономика. Суммируя план с распределением по заказам, получаем планирование не только сверху, но и снизу – от трудовых коллективов. Или, чтобы прийти к коммунизму, к распределению по заказам, трудовые коллективы будут обязаны научиться планировать свои потребности. Не только план сверху, как было в СССР, но и план снизу, от трудовых коллективов. Планирование сверху, от государства Ленин определил как государственный капитализм. Что есть лишь возможность перехода к социализму. Не более того. При этом понятно, что невозможно иметь вчера планирование сверху, а завтра заиметь планирование снизу. Это может быть только постепенный процесс передачи этих полномочий и функций. Это и есть процесс отмирания государства. Не отмена, а отмирание государства.
При социализме постепенно будут вытесняться конкуренция и рынок. Дело в том, что социализм – это есть способ преодоления товарно-денежных отношений. И преодолеть их можно не с помощью указов и постановлений, а через развитие и автоматизацию сфер экономики, финансов и управления. Поэтому, те, кто призывает к максимальному развитию рыночных отношений при социализме — тянут страну назад.
При этом, российским социалистам следует помнить о том, что им предстоит организовать социалистический способ производства, который должен быть на порядок эффективнее капиталистического, чтобы не приходилось возводить «железные занавесы», удерживающие людей от перебегания туда, где их труд эффективнее.
Тезис девятый. Если мы признаем, что при социализме труд для обмена будет автоматизирован, то чем заниматься человеку при коммунизме? Ответ однозначен – творчеством. Творчество – это не труд для обмена. Жизненной потребностью для человека при коммунизме станет творческая деятельность (не только в искусстве, но и в науке, технике, спорте, управлении, медицине, образовании, освоении Вселенной и т.д.). Поэтому, коммунизм не может быть ничем иным, как обществом творческих личностей.
Правда, бывший министр образования и науки России А. А. Фурсенко, а ныне помощник президента России В. В. Путина, заявил, что России творческие личности не нужны, а нужны культурные потребители. И действительно, буржуа не выгодно развитие человека, им нужно взращивание болванов, как условия сохранения власти буржуа. В современной России – это условие сохранения власти В. В. Путина и партии «Единая Россия».
Сегодня некоторые развитые страны начинают задумываться о безусловном базовом доходе, выплате всем без исключения гражданам ежемесячных пособий. Причем, денег безусловного дохода должно хватать на еду и жилье, прочие предметы первой необходимости. Таким образом, люди становятся полностью обеспечены в материальном плане. Поэтому, главной ценностью коммунистического общества станет саморазвитие человека и его вовлеченность в совершенствование общественных отношений.
Безусловный доход — единственное спасение от массовой безработицы в будущем. Однако, важно и то, что безусловный доход выгоден. Результаты пилотных экспериментов в разных странах (Канада, Нигерия, США) показывают, что люди, которым просто так выплачивают деньги, не становятся бездельниками, не тратят их на алкоголь, или казино. Напротив — они тратят их на получение образования, переквалификацию, открывают семейный бизнес, то есть, проводят время с пользой для себя и для общества.
Оказывается, что просто платить бездомным деньги гораздо дешевле, чем пытаться их принудить к трудоустройству, заниматься перевоспитанием, содержать приюты, армию психологов и социальных работников и т.п. В большинстве случаев бездомные, которым выплачивался безусловный доход, сами находили работу и, в конечном счете, переставали вести прежний образ жизни. Простая выплата денег бездомным оказывается дешевле и эффективнее, чем существующая громоздкая система социальной поддержки.
Трудно не приветствовать саму идею освобождения от необходимости работать с помощью безусловного дохода. Здесь есть нечто от классического марксизма: мечта о состоянии, когда люди будут свободно распоряжаться своим временем. Именно поэтому, введение безусловного дохода, некоторые авторы называют «капиталистическим путем к коммунизму».
Но из всего сказанного вовсе не следует, что добравшись до коммунизма, общество будет почивать на лаврах. Коммунизм как общество творческих личностей – это основа дальнейшего развития. Ибо, только с наступлением коммунизма и начинается настоящая история человечества. Все, что было до коммунизма по К. Марксу – предыстория.
Тезис десятый. Процесс автоматизации производства при социализме даст народу то, что является основой его развития – свободное время через сокращение продолжительности рабочего дня. Ибо, при меньших затратах труда для обмена становится возможным удовлетворение насущных потребностей всех и именно для развития. В этой связи предложение российского олигарха М. Прохорова об увеличении продолжительности рабочего дня – это средство обогащения буржуа и средство закабаления людей труда.
Сегодня становится все более очевидно, что обществу больше не нужен массовый труд (ибо даже умственный труд вскоре подвергнется автоматизации), нужно освободить людей от необходимости работать по 8 часов в день, дать людям свободное время для саморазвития.
Представляется, что идеалом российских социалистов должен стать постепенный переход к 4-х дневной рабочей неделе и к 4-х часовому рабочему дню. Смысл более короткой рабочей недели и рабочего дня не в том, чтобы люди могли сидеть и ничего не делать, а в том, чтобы люди могли проводить больше времени за делами, которые для них подлинно важны.
Сегодня стираются границы между работой и досугом, появление смартфонов привело к удлинению реального рабочего дня. В итоге многие современные россияне несчастны: им работа не приносит удовлетворенности, а свободного времени оказывается недостаточно на семью и саморазвитие.
А пока в современной России люди стали работать больше, правда эта работа никак не улучшает их жизнь. Кроме того, во многих случаях речь идет о разрушительных посредниках, например, банкирах, которые за последние 30 лет развелись, как грибы. При этом, проводникам процветания – учителям и врачам – в России платят мало, в то время как у малозначащих, избыточных и даже разрушительных посредников – дела, как правило, в «шоколаде».
Тезис одиннадцатый. Социализм и коммунизм не освобождает человечество от всех проблем, не превращает его в абсолютный и абстрактный идеал человеческого общежития, он лишь избавляет его от гнета и неудержимой алчности капитала, спасает нашу цивилизацию от гибели, чтобы люди могли продолжить свой тернистый путь в более гуманное будущее.
При коммунизме, конечно, будет значительно меньше общественных пороков, чем при социализме, а тем более – при капитализме; он избавит человечество от проблем, связанных с классовыми обществами вообще. Однако, это не означает, что в нем не останется недостатков и противоречий.
Новое социалистическое общество будет содержать в себе новые противоречия (не считая передавшихся ему по наследству старых), которые предстоит решать. Так появятся новые проблемы общественного управления и самоуправления, экономического, научно-технического, экологического развития. Человечество вряд ли познает все законы развития Вселенной, избавится от всех болезней, а все люди вряд ли приобретут масштабы их великих предшественников и современников. Останутся противоречия между людьми на основе их физиологических, психологических особенностей; творческой, социальной, политической специфики личности, социальных групп. Вряд ли полностью исчезнут злость, зависть, лицемерие, предательство, подлость, преступления, глупость и проч. Сохранится различный вклад людей в общественное производство, их личное неравенство. Но коммунизм — позволит двигаться дальше, решать эти и другие проблемы.
Правильное разрешение противоречий при социализме должно вести к прогрессу, осуществляться в интересах большинства народа, в интересах человечества в целом. При этом заметим, что противоречия могут разрешаться и в узких, эгоистических, классовых интересах, задавая социализму иной вектор развития.
Боле того, социализм в своем развитии неизбежно переживает, и будет переживать кризисы. Неспособность правящих социалистических партий понять основные причины этих кризисов и найти достойный выход из них, приводит к тому, что социалистический проект периодически терпит поражение.
Тезис двенадцатый. В центр нового социалистического проекта необходимо поставить развитие и использование интеллектуального, духовного и физического потенциала человека, а не рыночную экономику, что наблюдается в России за последние 30 лет. Человек – существо социальное, поэтому нуждается в возможностях, которые позволили бы каждому человеку полноценно выражать свою общественную сущность.
В этой связи, каждому человеку надо дать знания о том, в чём смысл его жизни, как он может и обязан себя развивать. По существу речь идет о создании новой государственной идеологии, новой теории человеческой жизни.
При этом, помимо развития природных способностей человека, образование человека должно ставить своей целью развитие в нём чувства ответственности за других людей, за создание более совершенного и справедливого общества и государства. В образовании — следует увеличить долю искусств, истории и философии. Более того, на определенном этапе развития России будет поставлен вопрос о постепенном переходе ко всеобщему высшему образованию.
Следует также обратить внимание на то, что реальные очертания приобретёт создание «искусственного интеллекта». Будущий homo sapiens будет качественно отличаться от нынешнего за счёт симбиоза с молекулярной электроникой, с другими продуктами высоких технологий, с Интернетом. Для будущего человека станет доступна вся информация, накопленная предками, её полностью оцифруют. В его распоряжении окажутся неограниченные резервы памяти, мощные технологии вычислений и обработки данных, более надёжные оценки и прогнозы. Новые технологии можно будет использовать для коррекции психики, ограничения агрессии, блокирования боли, мобилизации сил.
Правда, будущее человечества будет решающим образом зависеть от того, в чьи руки попадут плоды научно-технической революции. Легко представить себе, что произойдёт, если эти научные достижения окажутся в руках безудержных эгоистов или безответственных политиканов.
Тезис тринадцатый. Человек, в отличие от остального животного мира, способен познавать себя сам и меняться в соответствии со своими знаниями о себе и окружающей действительности. Главное, что разделяет людей, это уверенность одних, что они вправе распоряжаться жизнями других людей по своему усмотрению, в своих корыстных интересах. Якобы, это право даровано им свыше. Только они и есть люди, остальные подобно животным, должны им служить. Войны, хаос, насилие, несправедливость, угнетение, кризисы, бедность, деградация, несчастье – все это порождение и результат воплощения в жизнь этой ложной идеологии.
Другие видят в другом человеке — подобного себе, то есть – собрата. Именно в этом смысле все равны друг другу. Никто не может быть рабом другому, но может быть сотоварищем.
Пока большинство общества чётко не разберётся в этом вопросе: какая же из этих двух идеологических позиций является истинно человеческой — общество так и будет блуждать в лабиринте хаоса и неразберихи, не в силах обрести действительной гармонии и счастья, для обретения которых, на самом деле, люди природой созданы.
В марксизме в значительной мере преувеличены разумность, сознательность народных масс; осознание ими своих коренных, истинных интересов. Однако, комфорт, созданный капитализмом в развитых и среднеразвитых странах во второй половине двадцатого века для большинства населения, оказался достаточным для примирения обывателя с действительностью.
Да, человек в массе своей несовершенен и еще долго будет несовершенен. Но он может двигаться от человека простейшего к человеку развитому; преодолевать свои животные и примитивные человеческие инстинкты и эмоции; развиваться, как человечество в целом. Даже ослабление отчуждения при советском социализме со всеми его издержками и противоречиями это наглядно подтвердило. Другое дело, что «очеловечивание» индивида – процесс намного более длительный, нелинейный и сложный, нежели это представлялось в марксизме-ленинизме.
Тезис четырнадцатый. Новый социалистический проект в России призван оптимальным образом соединить экономическую эффективность с социальной справедливостью. В отличие от капитализма — новый социализм будет иметь плановую систему всестороннего и устойчивого развития реальной экономики, без регулярных разрушительных экономических кризисов. Он будет иметь открытую и не спекулятивную финансовую систему, социальную направленность политики, общественно приемлемую степень социального расслоения, минимальную степень коррупции и экономической преступности.
В отличие от советского социализма новый социализм будет иметь многообразие форм собственности, возможность заниматься предпринимательской деятельностью, свободу выбора профессии, свободу торговли, открытость внешнему миру и разумную интегрированность в мировую экономику, без потери национальной самодостаточности и безопасности.
Жизнь показала, что строительство социализма невозможно при игнорировании индивидуально-частного интереса, без учета того, что частная собственность — не враг, а один из локомотивов экономического развития, который может и должен быть использован новой моделью социализма в поступательном развитии России.
Что касается политической системы новой модели социализма, то она должно основываться на незыблемости народовластия, на новом подходе к формам его организации. Важнейшая новация здесь связана с признанием ошибочным марксистское неприятие парламентаризма, разделения властей и многопартийности, как средств реализации народовластия. Кроме того, важна реализация таких форм обеспечения прав и свобод граждан, как свобода слова и собраний, свободные и нефальсифицированные выборы, реальные гарантии оппозиционной деятельности и т.д.
Следует обратить внимание и на то, что в настоящее время система гарантий народного представительства в высшем эшелоне государственной власти России практически отсутствует. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты последних выборов в Государственную Думу. Например, из более 300 кандидатов-самовыдвиженцев сумели зарегистрироваться, т.е. собрать подписи 19 человек, и только один из них сумел добиться депутатского мандата.
В Государственную Думу седьмого созыва попали 3 миллиардера и 230 миллионеров, согласно задекларированными ими доходами за 2016 год.
В России, вместо строительства парламента на принципах народного представительства, на вооружение взята его альтернатива — буржуазно организованный парламент, с его принципом представительства партий. Однако, современной России нужны высшие государственные чиновники не столько «болтающие о народе», сколько работающие «в поте лица на благо народа». Представляется, что Государственную Думу России целесообразно реорганизовывать на основе принципа не смешивающихся представительств от крупных и разных общественных классов, например:
- бывшие государственные и муниципальные служащие;
- лица наемного труда;
- предприниматели, использующие наемный труд.
Очевидно, что пропорциональное классово-групповое представительство в парламенте России было бы вполне достаточной мерой, чтобы организовать именно демократический контроль народа за результатами деятельности высших государственных чиновников и предпринимателей.
Предлагаемые меры призваны установить препятствия на пути превращения парламента в совершенно неэффективное депутатское собрание с регулируемым правящей партией представительством граждан, лояльных финансово-сырьевой системе и политическому режиму. В парламенте России депутаты «болтают», как в буржуазном парламенте, и почти ничего не делают самостоятельно в интересах народа. Их роль, как правило, сводится к «стопроцентному одобрямсу» законопроектов, вносимых Администрацией Президента России и Правительством России.
В новом социалистическом проекте сохранится ключевая роль государства в организации и развитии общества, но это будет новый тип государства. В этой связи государство обязано обеспечивать национальную безопасность во всех её аспектах, планировать и реализовывать всестороннее социально-экономическое развитие страны, регулировать функционирование экономики путём координации деятельности государственного и частного сектора. Кроме того, такой тип государства обязан обеспечивать в качестве главного приоритета повышение уровня и качества жизни народа, предотвращать недопустимо высокую степень социального расслоения, гарантировать основные демократические свободы и законные права личности, способствовать превращению науки и культуры в факторы, определяющие дальнейшее общественное развитие. При этом, особой заботой государства должно стать предотвращение антиобщественного использования достижений науки и техники.
Тезис пятнадцатый. Главным субъектом перехода к новой модели социализма станет так называемый средний класс (высококвалифицированные рабочие, педагоги, врачи, айтишники, индивидуальные предприниматели, инженеры, мелкие чиновники и др.). Пока они вынуждены терпеть несправедливость существующего положения вещей, но имеют свое представление о том, как должна быть устроена новая модель общественных отношений. Средний класс образован, способен к самоорганизации.
По большому счету средний класс – это пролетарии умственного и физического труда. Это лица наемного труда, не владеющие средствами производства, не эксплуатирующие труд других людей, не выполняющие распорядительных функций. К классу наёмных работников, бесправных и эксплуатируемых высшей государственной бюрократией и финансово-промышленной олигархией, принадлежит абсолютное большинство граждан России.
К пролетариям умственного труда примыкает и студенческая молодежь, которая в своей массе не имеет достойного будущего в современной России. Поэтому, российским социалистам необходимо уделять самое пристальное внимание развитию студенческого движения. Студенты — люди молодые, а значит нередко дерзкие, часто максималистские, не боящиеся преград, и это важно для переустройства России в интересах народа.
Сведение пролетариата лишь к пролетариям физического труда в современных условиях является односторонней, ошибочной точкой зрения, дробящей класс наемных работников на мелкие социальные группы, борющиеся между собой и тормозящие динамичное развитие социалистического движения.
При этом заметим, что пролетарии умственного и физического труда в современной России заняты в основном собственным выживанием. Эта большая часть российского общества пока не вовлечена в реальную политическую борьбу.
Тезис шестнадцатый. Российским социалистам предстоит пересмотреть свой взгляд на идею диктатуры пролетариата, как не работающую и не выдержавшую проверку временем. Старый взгляд российских социалистов на диктатуру пролетариата в обществе исходит из того, что только сила всех пролетариев физического труда может принудить дворянство, буржуазию, «белое» офицерство, кулаков, правую «интеллигенцию» сложить оружие, в буквальном смысле слова.
Как известно, термин «диктатура пролетариата» впервые сформулировал К. Маркс в работе «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.». Здесь он рассуждал о том, каким способом произойдет переход от капиталистического общества к социалистическому, и сделал вывод, что, захватив власть, рабочие должны установить свою диктатуру. К. Маркс считал, что переход к бесклассовому обществу именно в такой форме — закономерен. Эту же мысль он подтвердил в «Критике Готской программы».
В дальнейшем, положение К. Маркса о диктатуре пролетариата стал развивать В.И. Ленин, который попытался использовать эту теорию на практике и реально установить эту диктатуру.
Поскольку эксплуатируемым классом при капитализме являлся пролетариат, то, согласно К. Марксу и В. И. Ленину, именно он был передовым классом, который совершит революцию и ликвидирует частную собственность. Потому что у самих рабочих частной собственности не было, а сознание у них коллективистское.
Совершив переворот и захватив власть, большевики провозгласили диктатуру пролетариата. На самом же деле это была диктатура небольшой партийной группы, которая начала по своему усмотрению переустраивать общество. В этой группе состояли сплошь интеллигенты, выходцы из образованного слоя, из среднего класса, и не было ни одного рабочего.
Не все коммунисты приняли реальную диктатуру, установившуюся вместо декларируемой диктатуры пролетариата. Им вообще не нравилось упразднение демократии. Одной из таких была Роза Люксембург. В своей книге 1918 года «Русская революция. Критическая оценка слабости» она писала про Советскую Россию: «это диктатура клики, несомненная диктатура, но не пролетариата, а кучки политиканов».
Как известно, история творится массами. И, разумеется, когда сталкиваются интересы целых классов, то нежелающее уступать имущее меньшинство, прибегает к насилию. И, если социалисты не будут готовы на него ответить, то победят снова буржуа. Поэтому, речь не идет о том, чтобы в арсенале средств государственной власти, после перехода к социализму отсутствовал репрессивный аппарат и репрессивные меры.
При этом надо видеть, что сейчас пролетариев умственного труда больше, чем классических, производственных пролетариев. И, поэтому, принцип диктатуры пролетариата уже научно обосновать невозможно.
Представляется, что вместо идеи диктатуры пролетариата, российским социалистам следует взять на вооружение идею диктатуры демократии, базирующейся на диктатуре закона, преследующего благо народа, правду и справедливость.
Кроме того, в новом социалистическом проекте необходимо продумать и юридически закрепить гарантии оппозиционной деятельности. Здесь следует также иметь ввиду то, что правящая социалистическая партия, в результате своих ошибок, может потерпеть поражение на выборах, и вынуждена будет перейти в оппозицию. Поэтому, наше понимание демократии состоит и в том, что демократия — это не только проявление воли большинства или власти сильного и организованного меньшинства, но и гарантия права оппозиции на критику и свободное выражение своих взглядов — конструктивных, но не разрушительных. Это право говорить и быть услышанным. Право быть оспоренным, но не раздавленным и угнетенным. Ибо, государственная власть может стоять прочно только тогда, когда она ощущает сопротивление со стороны оппозиции — политического меньшинства. Это заставляет правящую партию постоянно подтверждать свое право управлять обществом и государством.
В идее диктатуры пролетариата просматривается логика, согласно которой надо всего лишь заменить частную собственность общественной и продержать несколько поколений в условиях диктатуры пролетариата. Люди отвыкнут от капитализма, перевоспитаются и социализм, развивая на основе диктатуры пролетариата свою материально-техническую базу, сам по себе перерастёт в коммунизм. Эта логика практикой опровергнута.
Тезис семнадцатый. Ни одна из оппозиционных сил современной России не способна самостоятельно прийти к государственной власти. Поэтому, российским социалистам следует взять курс на максимальную консолидацию оппозиционных сил, создание широкой Гражданской антикризисной коалиции. Возможно даже, следует выдвинуть следующий девиз российских социалистов: «Пролетарии умственного и физического труда объединяйтесь для переустройства России!».
Представляется, что создание широкой Гражданской антикризисной коалиции возможно на базе решения следующих первоочередных задач:
- Восстановление народовластия, предусмотренного действующей Конституцией России.
- Принятие высшими органами государственной власти комплекса мер для развития основных отраслей народного хозяйства, ликвидации бедности и нищеты, обеспечения единства и суверенитета страны.
- Возвращение народу отобранных у него прав на труд, бесплатное образование, здравоохранение и жилье.
- Восстановление прежнего возраста выхода на пенсию.
- Установление политико-правовых механизмов, обеспечивающих выдвижения наиболее достойных кандидатов в органы государственной власти и местного самоуправления, прозрачный и честный подсчет результатов голосования на выборах.
- Исключение из политической практики преследования оппозиционеров, насильственных методов прихода к власти.
- Формирование отделений Коалиции во всех субъектах Российской Федерации в целях мобилизации народа для защиты его прав и законных интересов.
- Проведение национального «круглого стола», посвященного выработке проекта нового общественного договора, касающегося путей достижения главной цели оппозиции — демонтаж чиновничье-олигархической коррумпированной криминальной системы и переход к строительству демократического правового социального государства.
- Формирование Правительства национального спасения, готового и способного к разработке и реализации программы строительства в России демократического правового социального государства, ликвидации механизмов внешнего управления.
- Проведения досрочных выборов депутатов Государственной Думы России не позже мая 2021 года и создание единой команды кандидатов Коалиции по одномандатным округам.
- Проведение досрочных выборов Президента России не позже сентября 2021 года и выдвижение единого кандидата Гражданской антикризисной коалиции России на этих выборах.
- Принятия не позже июня 2021 года федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании», обеспечивающего выборы на альтернативной основе участников Конституционного Собрания для разработки нового проекта Конституции России.
- Созыв Конституционного Собрания России не позже 1 октября 2021 года.
- Принятие на референдуме квалифицированным большинством граждан в феврале 2022 года новой Конституции России.
- Создание Координационного Совета в лице лидеров организаций и 2-х авторитетных граждан, подписавших Соглашение о Гражданской антикризисной коалиции для согласования совместных действий.
Тезис восемнадцатый. Естественно, у российских социалистов должна быть собственная адаптированная к современным условиям и знаниям программа действий по трансформации страны на социалистических началах. На взгляд автора, речь идет о следующем комплексе мер, направленных на демонтаж чиновничье-олигархической коррумпированной криминальной системы и построение демократического правового социального государства, ликвидирующего эксплуатацию человека человеком, обеспечивающего благосостояние и всестороннее развитие каждого россиянина:
- Принятие на референдуме долгосрочного (на 15 лет) Плана обустройства России, предложенного новым составом Государственной Думы.
- Пересмотр всех договоров и соглашений, заключение которых негативно сказываются на социально-экономической сфере России, экологической обстановке, целостности ее территорий и безопасности.
- Установление права на труд и обязанность труда для всех трудоспособных граждан, обязанности органов государственной власти создавать условия для полной занятости. Мораторий на доступ мигрантов к рабочим местам в России до тех пор, пока в стране не будет достигнуто отсутствие безработицы.
- Для развития человеческой личности установление минимальной заработной платы и пенсионного обеспечения не ниже международных стандартов (минимальная зарплата в час не менее 3-х долларов, пенсия по старости не менее 60% от средней зарплаты).
- Установить зависимость зарплаты Президента России, чиновников высшего эшелона, депутатов и судей от минимального размера оплаты труда в пропорции не выше 7:1.
- Ограничить заработную плату топ-менеджменту госкорпораций, предприятий нефтегазового и банковского сектора.
- Ликвидировать необоснованные привилегии чиновников и депутатов (особый порядок медицинского, санаторно-курортного, транспортного, бытового и пенсионного обеспечения).
- Обеспечение бесплатного здравоохранения, образования и жилья.
- Установление норматива финансирования науки, образования и здравоохранения на уровне не менее 7% от ВВП для каждой отрасли.
- Создание финансовых и жилищных условий для формирования семьи, как главной ячейки общества, с традиционными общепринятыми ценностями. Бесплатное посещение детьми дошкольных учреждений, гарантия места для ребенка в детском саду и в группе продленного дня, ежемесячное детское пособие на уровне прожиточного минимума ребенка и его выплата до трех лет.
- Предоставление государственных беспроцентных кредитов молодым и многодетным семьям на строительство жилья, предусматривая при этом списание 25 процентов кредита при рождении первого ребенка, 50 процентов при рождении второго и полное погашение кредита при рождении третьего ребенка.
- Бесплатное высшее и среднее образование без любых финансовых затрат с родителей.
- Отмена ЕГЭ и выход из «болонской системы».
- Зачисление в ВУЗы на основе конкурсного отбора.
- Поднять размер стипендий до величины не менее 75% от прожиточного минимума для трудоспособного населения.
- Бесплатный проезд в общественном транспорте для школьников и студентов.
- Предоставление первого рабочего места выпускникам дневных отделений профессиональных учебных заведений.
- Ликвидация безработицы, бездомности и беспризорности.
- Принятие комплекса мер, направленных на существенное ограничение пьянства, наркомании, проституции и преступности.
- Постепенный переход к 4-х дневной рабочей неделе и к 4-х часовому рабочему дню, создание необходимого свободного времени для интеллектуального, духовного и физического развития каждого человека, его участия в управлении делами предприятия и государства.
- Ликвидация ветхого и аварийного жилья. Предоставление субсидий для переезжающих жить за город на строительство домов и создания малых предприятий.
- Принятие Экологического кодекса Российской Федерации.
- Модернизация системы государственной экологической экспертизы и государственного экологического контроля.
- Совершенствование механизма возмещения вреда, причиненного водным биологическим ресурсам и среде их обитания.
- Запретить противозаконную застройку водоохранных зон рек и водоемов, и ужесточить ответственность за их загрязнение.
- Улучшить порядок стандартизации, сертификации и надзора за качеством потребительской продукции, вернуть ГОСТы и ввести ответственность за фальсификацию продуктов питания.
- Ликвидация кредитного рабства. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.
- Установление возраста выхода на пенсию для мужчин — 60 лет, а для женщин – 55 лет. Возврат к солидарной системе пенсионного обеспечения, когда пенсии выплачиваются из госбюджета на основе трех критериев: трудового стажа, размера средней заработной платы и особых заслуг.
- Установление высокого прогрессивного налога, в том числе на наследство. Освободить от подоходного налога граждан, имеющих доход на члена семьи менее двух минимальных зарплат.
- Национализация природных ресурсов, стратегически важных и системообразующих отраслей промышленности, ЖКХ, электроэнергетики, железных дорог, систем связи, ведущих банков, объектов, связанных с обороной и безопасностью страны. Признание недействительными сделок, связанных с залоговыми аукционами. Возвращение в государственную казну 90% прибыли, полученной бенефициарами этих сделок.
- Возврат капиталов, вывезенных из страны незаконно.
- Конфискация имущества, нажитого преступным путем и создание юридических гарантий законно приобретенной собственности.
- Создание финансово-правового механизма, препятствующего концентрации финансовой и политической власти в одних руках, формированию теневых капиталов и теневой экономики.
- Создание правового механизма освобождения малого и среднего бизнеса от избыточного регулирования и контроля, защиты от криминала и коррупции. Обеспечение доступности субъектов малого и среднего предпринимательства к источникам финансирования. Ликвидация излишних регулирующих и контролирующих структур.
- Государственное регулирование основных ценовых пропорций, создание системы национального планирования социально-экономического развития страны, использующей элементы рыночного механизма.
- Новая индустриализация и формирование шестого технологического уклада с помощью двухконтурной денежной системы, налоговые преференции для предприятий, осваивающих инновационные технологии. Широкое использование цифровых технологий для повышения производительности труда и качества жизни людей.
- Восстановление коллективных форм ведения сельского хозяйства при участии государства и при сохранении частной заинтересованности и возможностей фермерской деятельности. Ограничение земельных латифундий и бюджетное финансирование отрасли сельского хозяйства на уровне не менее 10 процентов бюджетных расходов.
- Предоставление длинных и дешевых кредитов бизнесу и гражданам.
- Снижение коммунальных тарифов и установление 5-летнего моратория на рост тарифов на газ, электроэнергию, воду и тепло в целях борьбы с инфляцией.
- Установление государственной монополии на внешнюю торговлю природными ресурсами, производство и оптовую продажу этилового спирта и табачных изделий.
- Создание условий для полноценной работы профсоюзов. Расширение прав профсоюзов. Законодательное обеспечение закрепленного Конституцией России права на проведение забастовок. Расширение доступа профсоюзов к данным о текущем финансово-экономическом положении предприятий. Принятие правовой нормы об автоматическом продлении коллективных договоров до заключения новых. Гарантия права профсоюза на участие в наблюдательных советах предприятий.
- Создание финансовых гарантий развития федерализма и местного самоуправления.
- Бесплатное предоставление услуг адвоката (защитника), консультирование и оказание иной юридической помощи. Создание гарантий на юридическую защиту.
- Проведение судебной реформы, обеспечивающей выборность судей, люстрацию всего судейского корпуса, привлечение к ответственности судей, выносивших незаконные решения и замешанных в коррупционных делах. Распространение компетенции судов присяжных на дела об «экстремизме», по 282-й «русской» статье, по коррупционным преступлениям государственных и муниципальных служащих.
- Отмена законов, использующихся для осуществления государственной цензуры, в том числе закона об экстремизме и закона об оскорблении представителей власти.
- Отмена федеральных и региональных законов, ограничивающих свободу мирных собраний. Введение реальной ответственности государственных и муниципальных чиновников за препятствование проведению таких собраний.
- Отмена политических статей в законодательстве, реабилитация всех жертв политических репрессий.
- Создание политико-правового механизма отбора на руководящие должности государственной и муниципальной службы лучших россиян, обладающих профессиональными знаниями, деловыми, морально-нравственными и духовно-волевыми качествами, преимущественно на основе открытых конкурсов, экзаменов и тестов. Запрет на занятие должностей государственной и муниципальной службы лицам (и их прямым родственникам), имеющим недвижимость, акции и банковские счета за рубежом. Чистка руководящих кадров органов государственной власти на основе критериев честности, справедливости и служения народу.
- Реформа избирательного законодательства: введение прямых выборов прокуроров, членов избирательных комиссий, глав субъектов Российской Федерации и глав муниципальных образований; установление запрета на финансирование избирательных кампаний со стороны юридических и физических лиц.
- Установление обязанности для граждан принимать участие в голосовании на выборах; создание механизма, обеспечивающего свободные, честные и справедливые выборы;
- отмена сбора подписей на выборах всех уровней, а также «муниципального фильтра» на выборах глав субъектов Российской Федерации;
- отмена досрочного голосования.
- Прямая трансляция подсчета голосов в системе Интернет с демонстрацией итогового протокола.
- Ограничение пребывания на выборных государственных и муниципальных должностях двумя сроками.
- Возможность отзыва любого выборного лица (включая Президента России), проработавшего не менее половины срока полномочий и привлечения их к уголовной ответственности за преступления.
- Реальное разделение государственной власти, при котором наряду с сильной президентской властью, работает сильный парламент, который Президент России не имеет права распускать, а также имеется независимая и выбранная народом судебная власть. Установление правового механизма подотчетности и ответственности исполнительной власти перед органами законодательной (представительной) власти.
- Создание системы гарантий для формирования сильной и уважаемой оппозиции, способной влиять на корректировку курса правящей партии, предлагать альтернативный политический и социально-экономический курс обществу, готовой добиваться победы на свободных и честных выборах. Отмена запрета на проведение мирных массовых акций на центральных площадях и отмена необоснованных и несправедливых административных наказаний за участие в мирных массовых акциях.
- Создание органами законодательной (представительной) власти Наблюдательных Советов в государственных средствах массовой информации, главной задачей которых является доведение до граждан достоверной информации, духовное и нравственное воспитание всех поколений, поддержка традиционных ценностей народов России. Предоставление гражданам доступа к достоверной информации, ликвидация политической цензуры, создание условий для формирования гражданами собственного мнения и открытого выражения его, не опасаясь политических репрессий.
Тезис девятнадцатый. Для реализации нового социалистического проекта нужна новая, авторитетная и боевая социалистическая партия. Дело в том, что «старорежимные» партии свой век отжили. Они давно уже не отвечают интересам большинства народа. По большому счету речь идет о создании партии нового типа, партии авангарда народа с новым типом лидеров, сочетающих в себе качества теоретиков и организаторов, а также предлагающих позитивную программу.
Представляется, что новой социалистической партии предстоит решить следующие исторические задачи:
- сформулировать привлекательную и вдохновляющую модель нового социализма в России;
- убедить большинство россиян в научной обоснованности новой модели социализма и ее полезности для России;
- самостоятельно или в составе коалиции победить на национальных выборах Президента России или парламента России;
- научиться Россией управлять.
Известно, что сегодня прогресс любого государства на 80% определяется не формой собственности, а эффективностью государственного управления. А с этим в России большие проблемы.
Правда, создать новую, авторитетную и боевую социалистическую партию в условиях современной России весьма непросто. Но если левая оппозиция объединится, то она может стать мощной политической силой, способной к большим политическим победам. За объединенной оппозицией способно пойти большинство народа. Но пока разные политические группы левой ориентации заняты «окучиванием» избирателей на своем узком политическом поле, вместо того, чтобы объединиться для реализации нового социалистического проекта. Не будет преувеличением сказать, что многие представители разобщенной левой оппозиция, отказываясь от объединения, ведут себя как предатели народа.
Полагаю, что в Уставе новой социалистической партии целесообразно закрепить следующее положение:
Если социалистическая партия окажется не способной прийти к государственной власти в течение жизни одного поколения (примерно 15 лет), или она не способна за указанное время реализовать свою программу, после завоевания политической власти, то она обязана сменить свое руководство, программу или принять решение о реорганизации или ликвидации партии.
Данное положение помимо прочего направлено против тех политиков, которым весьма удобно быть в политике вечно вторыми и ни за что не отвечать.
Тезис двадцатый. Главная проблема нового социалистического проекта — это проблема конструирования и запуска нового политико-правового механизма положительного отбора и общественного контроля высших государственных чиновников, формирование механизма цивилизованных отношений между управляющими и управляемыми. Все прочие проблемы – производны. Дело в том, что некачественные высшие государственные чиновники загубят любой хорошо сконструированный проект, а качественные высшие государственные чиновники исправят любую дефектную систему.
Руководители необходимы для управления производством и государством. Но, обладая властными полномочиями, они могут злоупотреблять ими. Поэтому, требуются специальные меры по разрешению этого противоречия, недопущению отрицательных его последствий — контроль «снизу», ротация руководящих кадров и др. В СССР такие меры не были законодательно и организационно оформлены, что привело к формированию слоя партийно-государственной и хозяйственной «номенклатуры», который можно признать «правящим» классом. Вместо «стирания» (уничтожения) классов при советской модели социализма появился новый класс, интересы и действия которого противоречили интересам большинства народа.
Автор разделяет мысль И. Ильина о том, что вверх необходимо двигать лучших граждан, «преданных России, национально чувствующих, государственно мыслящих, волевых, идейно-творческих, несущих народу не месть и не распад, а дух освобождения, справедливости и сверх классового единения»[4].
В этой связи целесообразно принять на референдуме федеральный закон «О механизме положительного отбора и общественного контроля высших государственных чиновников». Здесь нет места для детального анализа такого закона, поэтому, отмечу лишь его некоторые ключевые элементы.
Во-первых, данный закон должен предусматривать выборность не только Президента России и депутатов Государственной Думы, но и членов Совета Федерации (при сохранении такого органа власти в будущем), судей Верховного и Конституционного Судов, Генерального прокурора, аудиторов Счетной палаты, членов Центральной избирательной комиссии, Уполномоченного по правам человека, членов Общественной Палаты.
Во-вторых, кандидаты на высшие государственные должности обязаны отвечать следующим минимальным требованиям: а) иметь глубокие и системные знания, касающиеся теории и практики государственного управления; б) иметь опыт организации дела в сфере государственного управления на уровне современных стандартов; в) быть честными и совестливыми, готовыми служить общему благу, подчинить личный интерес общественному интересу; г) иметь четкие представления о путях прогрессивного развития общества и государства.
В-третьих, проверка профессиональных знаний, деловых, морально-нравственных и духовно-волевых качеств кандидатов в высший эшелон государственной власти должна осуществляться на основе сложных письменных и устных экзаменов, психологических тестов и собеседований, проводимых авторитетной Центральной квалификационной комиссией, работающей на постоянной основе.
В-четвертых, кандидаты на высшие государственные должности обязаны представлять в Центральную квалификационную комиссию и Центральную избирательную комиссию письменные предвыборные программы, касающиеся стратегии и тактики дальнейшего развития страны, совершенствования государственного аппарата и государственной политики, соответствующих общественным запросам и задачам, за реализацию которых кандидаты готовы нести персональную ответственность.
В-пятых, следует установить конституционно-правовой запрет на замещение высших государственных должностей более двух сроков, на «политические рокировки» и персональное определение «преемников». Более того, необходимо закрепление права народа на гражданское неповиновение (законный массовый невыход на работу, т. е. политическая забастовка) при нарушении указанных запретов.
В-шестых, вознаграждение высших государственных чиновников следует устанавливать федеральным законом, и оно не должно превышать размер официальной минимальной заработной платы в стране более чем в 7 раз.
В-седьмых, необходимо установление показателей эффективности деятельности Президента России, Правительства России, федеральных министерств и министров, Государственной Думы и Совета Федерации, Верховного и Конституционного Судов, Счетной Палаты и Генеральной прокуратуры.
В-восьмых, следует обязать высших государственных чиновников предоставлять в Общественную палату России и Счетную палату Российской Федерации не позже 1 апреля ежегодных письменных отчетов о результатах выполнения предвыборных программ и основных результатах их деятельности.
В-девятых, требуется установление конкретных мер конституционной, уголовной, дисциплинарной и нравственной ответственности высших государственных чиновников за невыполнение предвыборных программ, за невыполнение возложенных на них обязанностей, за злоупотребление служебным положением, за нарушение Конституции России и федеральных законов, за низкие показатели эффективности деятельности.
Например, в первую очередь должна быть введена уголовная ответственность высших государственных чиновников за следующие противоправные деяния: 1) использование вооруженных сил для разрешений конфликтной ситуации между высшими органами государственной власти (дабы предупредить повторение ситуации расстрела законно избранного парламента по приказу Президента России в октябре 1993 года), для разгона митингов и демонстраций; 2) игнорирование решения, принятого на референдуме, проведенного в соответствии с законом, действовавшим во время его проведения (если бы такая уголовная ответственность существовала, то вероятнее всего не было бы подписано Беловежское соглашение о ликвидации СССР в декабре 1991 года, проигнорировавшее результаты мартовского 1991 года референдума о сохранении СССР). Очевидно, что ликвидация государственности, созданной всеми гражданами, может быть осуществлена лишь на основе решения всех граждан, а не их представителей.
В-десятых, при создании новой модели формирования корпуса высших государственных чиновников, препятствующей концентрации экономической и политической власти в одних руках, целесообразно заимствование некоторых элементов китайской модели, например, малая взаимная проницаемость большого бизнеса и системы политической власти коммунистов. Что это означает? То, что в большом бизнесе и «большой власти» (начиная с уровня от члена ЦК КПК) можно строить отдельные карьеры, но нельзя успешно переходить от одного сектора к другому — как, скажем, в современной России.
В-одиннадцатых, российские социалисты обязаны бороться за создание такого политико-правового механизма, который вынуждает политические партии бороться за избирателя, а не использовать своё положение для подавления других партий, чем грешила КПСС, а сейчас использует это же партия «Единая Россия».
Указанные выше новеллы могут стать настоящей революцией в избирательном законодательстве России. Их реализация на практике приведет к формированию нового типа отношений между управляющими и управляемыми.
Тезис двадцать первый. Как известно, практика знает два пути прихода политической партии к государственной власти: парламентский путь — через выборы в государственные органы власти и внепарламентский, насильственный – через протестные выступления народа, всеобщую политическую стачку, восстание.
Для народа предпочтительнее всегда мирный путь смены государственной власти и существующего общественного строя. В этой связи, автор считает ошибочным положение марксизма о том, что социалистические и коммунистические цели «могут быть достигнуты лишь путем насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя».
Но, если практика угнетения народа, политических репрессий и фальсификации результатов выборов в России продолжиться, то социалисты будут обязаны призвать народ к акциям гражданского неповиновения и/или к восстанию в качестве последнего средства, с учетом того, что это право народа закреплено в преамбуле Всеобщей декларации прав человека. В этом случае, ответственность за возникновение гражданского конфликта в стране несет глава государства, который должен быть привлечен к уголовной ответственности с участием суда присяжных.
Тезис двадцать второй. Прежде, чем разрабатывать новый социалистический проект в России, следует осуществить системный анализ причин краха советского проекта. Очевидно, что к такому финалу привел комплекс внутренних и внешних причин, причем ключевое значение имели внутренние противоречия советского строя.
Схематично причины развала СССР можно видеть в дискредитации самой идеи социализма, проигрыше экономического соревнования с Западом и внутреннего разложения общества на фоне бездарных руководителей КПСС.
Главным противоречием внутри советского государства стало противоречие между новым правящим классом в лице партийно-государственной номенклатуры и народом. Сталин решал это противоречие путём репрессий правящего класса. В свою очередь Троцкий предлагал решать это противоречие путём полной демократизации низовых советов. В итоге партийная верхушка СССР предала идеалы социализма и разворовала страну, моментально перекрасившись из коммунистов в «демократов» — ярых строителей капитализма.
Высший эшелон партийно-государственной бюрократии СССР по своим профессиональным знаниям, деловым, морально-нравственным и духовно-волевым качествам оказался не способным к конкуренции с высшей государственной бюрократией развитых стран, к решению двух главных и взаимосвязанных задач советского проекта: 1) обеспечения более высокой, чем при капитализме, производительности труда на основе научно-технического прогресса и научной организации труда. Дело в том, что в экономическом аспекте под социализмом понимается такое уничтожение (преобразование) буржуазного общества, которое ведет к повышению эффективности общественного производства, обеспечивает социально-экономическое ускорение. Именно с точки зрения экономии человеческого труда социалистическое общество должно быть более прогрессивным, чем капитализм. 2) интеллектуального, духовного и физического развития каждого человека.
Высшая партийно-государственная бюрократия оказалась никудышной потому, что отсутствовал прозрачный и демократический механизм ее отбора и общественного контроля. Не будет преувеличением сказать, что в высшем эшелоне партийно-государственной власти демократия почти отсутствовала. В результате на капитанском мостике раз за разом оказывались люди не способные вести государственный корабль, и в конечном счете утопившие его. Сбылись пророческие слова В. И. Ленина о том, что «если и суждено погибнуть Советской власти, то она погибнет не от врагов внутренних, не от врагов внешних, а от рожденной ею собственной партийной бюрократии».
Практика показала, что партийно-государственная бюрократия является не менее злостным и опасным врагом для социализма, чем буржуазия. Поэтому, противоречие между паразитизмом государственно-партийной бюрократии и народом является одним из главных противоречий социализма.
Свою долю ответственности за провал советского проекта несет и народ. Он не научился быть субъектом социалистического строительства и государственного управления. При этом, следует учитывать, что в КПСС не оказалось лидеров, способных организовать народ на защиту советского государства от внутренней и внешней контрреволюции.
В конце советского периода в народе иссыхала линия социального творчества и энтузиазма. И нарастала другая линия — бюрократического отчуждения, подчинения людей чиновничьей пирамиде, с одной стороны; а с другой стороны, были запущены процессы обмещанивания народа, превращения его в конформистов, которые все меряют по шкале личного потребления. Более того, в последние годы в СССР росла и собственно капиталистическая тенденция, имевшая к тому же откровенно криминальный окрас.
Так, в СССР под прикрытием «рыночных» реформ была сделана небезуспешная попытка легализации части «теневой» экономики. В итоге к концу правления М. С. Горбачева финансовое и политическое положение слоя мелкой буржуазии значительно усилилось. Приходиться говорить о мелкой буржуазии не потому, что в карманах советских буржуа было мало денег, а потому, что в собственности у них не было средств производства. Но, как говорится, нет такой мелкой буржуазии, которая не мечтает стать крупной, чтобы иметь возможность и дальше концентрировать свои капиталы максимально возможными способами. Также следует вспомнить высказывание К. Маркса о том, что нет такого преступления, на которое не может пойти капиталист ради получения сверхприбыли. Развал СССР как раз и есть такое преступление, в результате которого мелкая буржуазия получила доступ к фантастическим богатствам великой страны.
Российские социалисты призваны формировать у народа гражданские чувства, высокий уровень политико-правовой культуры. В этой связи нас ожидают два проверочных теста результатов работы российских социалистов и народа на предмет гражданственности: очередные парламентские и президентские выборы. Сможет ли народ повести себя как субъект политики и выразить свой протест против существующей системы и правящей партии? Или он в очередной раз промолчит, проголосовав на выборах 2021 и 2024 годах так же послушно, как в президентской кампании 2018 года или во время голосования по поправкам в Конституцию России в 2020 году? Поэтому, российским социалистам следует помочь народу подняться на борьбу с несправедливой и неэффективной системой, с продажной властью, а не оставаться идеальным народом, которым цинично пользуется правящая партия.
Отметим также то, что в развале советского проекта сказался застой в развитии теории социалистического строительства. Ведь любая политико-правовая теория, в том числе социалистическая, требует творческого подхода и развития. В противном случае она достаточно быстро устаревает и превращается в оковы, сдерживающие мысль и действия своих сторонников. В конце советского проекта был выдвинут тезис о застое в экономике. Но экономика развивалась, причем неплохо. А вот где реально был застой, так это в теории социалистического строительства.
Тезис двадцать третий. Самым сложным в теории и практике социалистического строительства оказался вопрос о контроле и преодолении товарно-денежных отношений. Дело в том, что идею об устройстве справедливого мира всегда опошляют и в конце уничтожают именно товарно-денежные отношения. Ибо, всегда появляется соблазн, стоя у истоков финансовых ресурсов откопать ручеек в свою сторону и накопить определённые блага, как правило, в виде денег, или их эквивалента. Все работы К. Маркса и его последователей именно об этом. Отношения деньги-товар — это смертельный приговор справедливому устройству мира.
Но, к сожалению, в марксизме почти ничего не говорится, как преодолевать товарно-денежные отношения при социализме. Как обеспечить работоспособность народного хозяйства, не развивая товарно-денежные отношения, не знал и В. И.Ленин. Поэтому, в 1921 году была начата новая экономическая политика.
В. И. Ленин писал: «Мы рассчитывали – или, может быть, вернее будет сказать: мы предполагали без достаточного расчёта – непосредственными велениями пролетарского государства наладить государственное производство и государственное распределение продуктов по-коммунистически в мелкокрестьянской стране. Жизнь показала нашу ошибку»[1].
В марксизме одним из ключевых положений является тезис о том, что товарно-денежные отношения порождают эксплуатацию. Товар есть экономическая клеточка буржуазного общества. Поэтому, В. И. Ленин после 1917 года заморозил товарные отношения, чтобы уничтожить корень эксплуатации. Этим самым он действовал в соответствии с тем, что провозглашал марксизм. Но, взамен существующих экономических отношений (товарных), которые воспроизводят жизнь, никаких новых экономических отношений построено не было, и, следовательно, не было внедрено в экономику. Поэтому, над воспроизводством жизни нависла угроза. В стране наступил голод, начались восстания. Этому способствовала и гражданская война. Но экономика была первичной в наступлении голода.
На этом этапе В. И. Ленин понял, что уничтожать товарно-денежные отношения без построения новых отношений нельзя. Это главный экономический вывод В. И. Ленина из опыта первого этапа социалистических преобразований. И этот вывод справедлив.
Введение новой экономической политики В. И. Лениным является ступенькой к построению новых социалистических отношений. Новая экономическая политика была введена для того, чтобы коммунисты, оставшись у власти, продолжили дело строительства новых социалистических отношений.
Прошло 100 лет. Но, в социалистическом движении, в коммунистических партиях до сих пор задачу теоретического осмысления путей преодоления товарно-денежных отношений оставляют потомкам. Почему? Потому что пока не знают, как организовать хозяйство вне товарно-денежных отношений, как их преодолевать.
Да, социализм не отменяет товарно-денежные отношения и прибыль предприятий и собственников производства. Но социализм может ограничивать проценты присвоения коллективно произведенного богатства собственниками производства. Например, в шведской модели государства благосостояния максимальное превышение дохода над минимальным на предприятии не может превышать числа 7.
Известно также, что советская модель социализма дала положительный опыт вытеснения денег из производства, деньги в основном использовались в качестве зарплаты работников.
Но очевидно и то, что прежде чем коммунистические отношения завоюют себе пространство в общественных отношениях, они должны быть познаны, открыты в головах учёных. Учёные должны понять, как организовать социалистические общественные отношения. Поэтому проблема постепенного вытеснения товарно-денежных отношений при социализме ждет новых усилий исследователей и политиков.
Тезис двадцать четвертый. Экономический прогресс России больше не следует измерять лишь показателем ВВП. Надо учитывать и то, что реально улучшает жизнь людей: новые технологии, наука, образование, здравоохранение. Жизнь россиян может улучшаться, даже если ВВП будет падать, ибо ВВП не учитывает того, что сложные технологические устройства дешевеют, товары становятся доступнее и лучше. Но современный рынок труда привязан именно к ВВП, а не к реальному качеству жизни народа.
Тезис двадцать пятый. Надо видеть и адекватно реагировать на то, что главным направлением современной российской буржуазной пропаганды является создание у народа впечатления необратимости реставрации капитализма, его мнимой непобедимости. Кроме того, народу постоянно внушается страх перед издержками социалистических преобразований.
Кто противится новой модели социализма? Люди, которым и так хорошо. А если точнее, миллиардеры и миллионеры, которые с помощью приватизации народного достояния стали новыми рабовладельцами, беспощадно эксплуатирующими новых рабов. Также против нового социалистического проекта выступают люди, которые удобно устроились при нынешнем режиме, а именно большая армия чиновников и их семьи.
Таким образом, новая модель социализма в России может и должна содержать следующие ключевые элементы: 1) работающий механизм положительного отбора, общественного контроля, оценки результатов управления и привлечения к ответственности представителей высшего эшелона государственной власти при совершении преступлений. 2) полная автоматизация процессов в экономике, финансах и управлении; 3)постепенное вытеснение товарно-денежных отношений; 4) переход к 4-х дневной рабочей недели и к 4-часовому рабочему дню; 5) создание программ развития и использования интеллектуального, духовного и физического потенциала каждого человека, поскольку сегодня потенциал человека используется не более, чем на 15%.
Автор не ставил перед собой задачу подробно изложить все до конца, как это нередко делает школьный учитель или университетский профессор, и не обещает, что в его размышлениях не пропущена ни одна мелочь. Более того, он не стремился детально разработать проект перехода России от капитализма к социализму и коммунизму. Своими размышлениями автор стремился обозначить видение контуров движения России к социализму, намеревался показать, что лучшее общество возможно, и инструменты для его строительства сегодня уже имеются или создаются. При этом автор считает, что заинтересованный читатель, другие исследователи сами многое допроектируют.
Возможно, в своих размышлениях и предложениях автор и не открыл для большинства участников социалистического движения нечто совершено новое и доселе неведомое, но некоторые вопросы, надеюсь, сделал более ясными, а знания — более системными и глубокими. Надеюсь также на то, что эта статья будет побуждать читателей, в первую очередь молодых, действовать во благо народа России. Ибо, как говорил Цицерон, «благо народа – высший закон» и это требование должно быть фундаментальным правилом для всех сознательных граждан, политиков и правительства. Об этом приходится говорить еще и потому, что многие российские граждане предпочитают сидеть или лежать на диване и мечтать о том, что власть, без их участия, каким-то чудесным образом создаст «нормальное государство», а они, так и быть, согласны в нем жить. Но это заблуждение. У нас никогда не появится «цивилизованное государство», если большинство народа будет выступать лишь в роли потребителей государственных услуг, или наблюдателей политико-правовых преобразований. Поэтому, как справедливо отмечал Аристотель, «государственный муж, помимо всего прочего, должен уметь помочь усовершенствованию существующих видов государственного строя»[6].
Россия не раз демонстрировала всему миру необычайную силу духа в сложных исторических условиях, способность к концентрации сил и средств для достижения победы в немыслимо трудных ситуациях. Надеюсь, что и теперь наш народ наведет порядок в своём доме, а страна станет сильной, самостоятельной и привлекательной, вновь подаст другим народам пример возрождения и развития по пути социализма. Представляется, что новый социалистический проект в России реализует квалифицированная команда с опытом политико-управленческих достижений и работающая с вдохновением.
Осейчук В. И.
доктор юридических наук,
кандидат философских наук
22.01.2021
[1] Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. М., 2006. С. 171.
[2] К. Маркс, Ф. Энгельс, собр. соч., т.3, стр.34.
[3] К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения, 2-е издание, т.22, стр.563.
[4] Ильин И. А. О воспитании национальной элиты. М., 2001. с.16.
[5] Ленин В.И. Полное собрание сочинений, т.44, с.151
[6] Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 1997. С. 131.
Самое сложное в настоящий момент -это привлечение народных масс при нынешнем уровне культуры и образования т.к. именно духовное обогащение может стимулировать переход к социально-экономическим преобразованиям.